«Кораблик в море времени таинственного цвета»

28.12.2021 г.

"Вечерняя Уфа", 24 декабря 2021 года

О, как я помню молодость, мгновение до рассвета.
Кораблик в море времени таинственного цвета,
Когда жилая комната теряет очертанья,
Лишь окна приготовились и розовеют втайне.
О, как я помню молодость, как день ее последний
Напоминает сумрак мой шестидесятилетний.
Не сделано, не кончено, не собрано, не спето.
Кораблик в море времени, летящая торпеда!
Не считано, не меряно, не скроено, не сшито,
Не набрано, не сверстано. И нет еще души той,
Которая поймет меня, полюбит иль погубит,
Едва напиток огненный нечаянно пригубит.

Но где ж она скрывается, над чем она смеется,
Зачем не отзывается и в руки не дается?
Что видится, что чудится, какой обещан праздник?
Какая быль не сбудется, какая небыль дразнит?
Иль некуда мне двинуться и некуда податься?
...Бьет десять. Бьет одиннадцать. Потом пробьет двенадцать.

Павел АНТОКОЛЬСКИЙ.

В среду, 22 декабря, в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан состоялось событие, собравшее битковой зал. При полном аншлаге в этот вечер поднявшаяся со своих мест публика овациями приветствовала триумфальное возвращение на сцену ГАРДТ легендарного спектакля «Пока она умирала», ровно двадцать лет назад поставленного по пьесе Надежды Птушкиной незабвенным художественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств России и Башкортостана Михаилом Рабиновичем. Возвращение состоялось день в день с премьерой, прошедшей 22 декабря 1999 года, и за эти два десятка лет спектакль прожил большую, славную жизнь. Начнем с того, что эта лирическая комедия всегда шла при аншлагах, она объехала огромное количество российских городов и весей. И везде ее принимали на ура, в финале долго не отпуская артистов, работающих в спектакле. «Пока она умирала» как-то по-особенному любима публикой, считывающей с истории об обретении счастья какие-то свои, новые смыслы, недаром же в свое время на Международном театральном фестивале в Тольятти спектакль, став лауреатом, был удостоен именно Приза зрительских симпатий. У этой постановки Михаила Исаковича сложная судьба. В 2001-м уехал в Москву первый исполнитель роли Игоря – народный артист Башкортостана Игорь Капатов. Рабинович искал равноценную замену, начав репетировать даже с одним из артистов Башкирского академического театра… Но готовый спектакль – структура устоявшаяся, тонкая, связанная с огромным количеством нюансов, в общем, не срослось… И тогда режиссер остановил свой выбор на народном артисте Башкортостана Владимире Епифанове, который очень органично вошел и в постановку, и в ее сложившуюся семью, а заняты в уфимской сценической версии пьесы Птушкиной помимо исполнителя роли Игоря были народная артистка Башкортостана Светлана Акимова (Софья Ивановна), заслуженная артистка России Татьяна Калачева (Таня) и народная артистка Башкортостана Ирина Агашкова (Дина). С приходом Владимира Епифанова «Пока она умирала» обрела второе дыхание, 2 апреля 2004 года лирическая комедия, столь почитаемая широкой публикой (люди ходили на нее не однократно, вот и в минувшую среду в театральном зале было много тех, кто видел постановку по три, четыре раза, знает в ней каждый штрих…), была сыграна в сотый раз… А почти пять лет назад Владимир Николаевич перешел работать в другой театр, став главным режиссером Уфимского ТЮЗа… Казалось бы, все, свершив свой круг, спектакль был готов уйти в небытие… Но нет! Есть в театральном мире постановки, которые со временем не стареют, не ветшают, а словно прекрасное, изготовленное искусными мастерами из лучших сортов винограда вино, год от года набирают силу, начинают источать какие-то новые, поражающие человека изысканные ароматы, исполненные пряных нот, способных вернуть любителям прекрасного полноту жизни, бытийную радость и веру во все лучшее. Наша «Пока она умирала» как раз из числа таковых. Так что театр решил вернуть зрителю любимый спектакль, прошедший ныне процесс капитального восстановления. И ГАРДТ даже сохранил летоисчисление постановки, не обнуляя ее историю, не начиная отсчет спектаклей заново… Так что 22 декабря 2021 года артисты играли его в сто восемьдесят первый раз!

Важно назвать некоторые основополагающие составляющие, позволившие публике вновь рукоплескать творению Михаила Исаковича, печальная годовщина ухода от нас которого стремительно приближается.
Первая – спектакль «Пока она умирала» Русский академический театр посвящает Михаилу Исаковичу Рабиновичу, и его капитальное восстановление, коим занималась и.о. художественного руководителя ГАРДТ РБ Елена Кондояниди, есть дань памяти и любви Мастеру.


Вторая – в Русский академический, в родную гавань после восемнадцатилетнего перерыва, связанного с переездом в Санкт-Петербург, вернулся заслуженный артист России и народный артист Башкортостана Валерий Малюшин. Валерий Иванович и ввелся, причем замечательно, в спектакль на роль Игоря.


И третья – в эти дни в столицу Башкортостана вновь приехал художник-постановщик спектакля «Пока она умирала» Вячеслав Иванович Виданов, уникальный, талантливый, сумевший вместе с Михаилом Исаковичем создать на сцене мир жизни двух прекрасных женщин – Софьи Ивановны и Татьяны, в котором круг света, отбрасываемый, быть может, старомодным, но таким уютным и согревающим душу абажуром, напоминает отблески огня в Вифлеемской пещере, куда волхвы принесли свои дары, дабы сложить их к колыбели младенца Иисуса. Не подумайте, сие не фигура речи, уважаемый читатель. Ведь история, созданная Надеждой Михайловной Птушкиной, во многом напоминает святочный рассказ, недаром же в пьесе так часто упоминается имя творца знаменитой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, и даже книга великого британца, которую Татьяна читает Софье Ивановне, – это воспитательный роман «Жизнь и приключения Николаса Никльби», главный герой коего после многих страданий и испытаний обретает наконец счастье…


Три эти составляющие плюс ввод на роль Дины заслуженной артистки Башкортостана Татьяны Григорьевой, а также страстное желание участниц спектакля вновь вернуться к своим любимым героиням слились воедино… И родилось то, что заставило большинство зрителей, в минувшую среду заполнивших зал ГАРДТ, плакать, вновь испытывая чувство сопричастности, надежды, веры и любви.

Поразительную по красоте и проникновенности музыку написал к этому спектаклю большой друг Русского академического театра, композитор, незабвенный Юрий Владимирович Прялкин. Прологом к каждому акту (а их три) постановки звучат песни, исполнили которые сам Михаил Рабинович и актрисы Ирина Агашкова и Татьяна Калачева. Стихи подбирал Михаил Исакович, который страстно любил поэтическое слово, тонко чувствовал его. И именно он в процессе работы над спектаклем, размышляя и отбрасывая варианты, остановился на стихотворении своего любимого Павла Антокольского «О, как я помню молодость, мгновение до рассвета…» (никогда не забуду того, как МИР наизусть читал отрывки из поэмы Антокольского «Сын»), романсе не менее любимого им Булата Окуджавы, посвященном Фазилю Искандеру, «Быстро молодость проходит, дни счастливые крадет…», а также на двух песенках Вероники Долиной – «Помилуй, Боже, стариков…» и «Я сама себя открыла». Голос Михаила Исаковича, поразивший иных зрителей сердечностью и мудростью, что явно прочитывается за таким узнаваемым, таким любимым, незабываемым для всех нас тембром, стал своего рода камертоном вечера, настроив, словно музыкальный инструмент, разноголосый хор зала ГАРДТ до высот эталонного восприятия спектакля «Пока она умирала»…


У кого-то сразу же увлажнились глаза, рядом со мной, прикрыв лицо рукой, почти рыдали родные, близкие и друзья Михаила Исаковича, крепились на сцене Светлана Семеновна Акимова и Татьяна Николаевна Калачева, в день предпремьерного прогона, когда фонограмму пустили в первый раз, уже выплакавшие все слезы… А голос МИРа вел нас за собой, увещевая, успокаивая и при том ласково убеждая: «Что назначено судьбою - обязательно случится: то ли самое прекрасное в окошко постучится, то ли самое напрасное в объятья упадет…»

И какую высоту набрали эти песенки и даже романс Булата Шалвовича, благодаря чуткости и таланту Юрия Прялкина, душа которого вместе с душой Михаила Исаковича незримо присутствовала во внимающем происходящему на сцене зале…
Пьеса Птушкиной, на мой взгляд, структурой своей и сюжетикой приближается к водевилю. Нет, конечно, не «Льва Гурыча Синичкина» и не гусарскую лихость иных героинь великой актрисы Варвары Николаевны Асенковой имею я в виду. И все же. Но вот эти проникновенные вступления, вокальные «дивертисменты» к каждому акту и превращают водевильную историю Птушкиной в лирическую комедию Рабиновича, некую сказку со счастливым концом, поверить в которую позволяют не только замечательная игра актеров, но и сила убеждения, уверенность в своей правоте всей постановочной команды.


…Существует версия того, что сподвигло Надежду Птушкину написать пьесу «Пока она умирала». Театральная легенда гласит, что попросила драматурга об этом народная артистка СССР Людмила Касаткина, мечтавшая получить свой «сольник». Птушкина согласилась, сразу представив картинку – две немолодые женщины, мать и дочь, в притемненной комнате при свете горящей свечи читают Диккенса… Не помню, хоть убейте, как пьеса попала к Михаилу Исаковичу!.. Зато хорошо помню рассказ МИРа о его визите к Надежде Михайловне и о какой-то чудесной чашке (красивой и вкусной, как говорил Рабинович), в которой Птушкина подавала ему кофе…


И помню репетиционный период, помню, как он добивался от исполнителей искренности интонаций кристальной чистоты, как поднимался на сцену, показывая (показывал Михаил Исакович всегда удивительно точно!) артистам, как именно в том или ином эпизоде они должны, скажем, группироваться вокруг Светланы Акимовой, героиня которой в силу болезни сидит в кресле почти два с половиной акта. А еще я помню многие детали, касающиеся истории этой постановки. Ну, например, то, что перстенек, который Игорь приносит Тане в новогоднюю ночь, Игорь Альбертович Капатов, умевший ценить семью, сложившуюся в спектакле, как свою собственную, купил сам, выбрав для Татьяны Николаевны тонкое серебряное колечко… Для меня, кстати, тогда это был первый спектакль, в коем имена героев удивительным образом совпали с именами артистов – роль Тани исполнила Татьяна Калачева, а роль Игоря – Игорь Капатов. Или то, что во время гастролей Русского театра в Екатеринбурге «Пока она умирала» приехала в маленький город Свердловской области Первоуральск, и зрители, собравшиеся в местном ДК, оборвали после спектакля все ближайшие клумбы, вручив букеты астр поразившим их уфимским артистам, а одна женщина, растерянная, с дрожащими от волнения руками, бросилась на сцену к Светлане Семеновне Акимовой, буквально втиснув той в руки шиньон собственного изготовления, она плакала, все время повторяя: «Это я сама, сама такие делаю!..» Отдала, похоже, в знак благодарности лучшее из того, что у нее есть, увидя в постановке некий отсыл к своей собственной жизни…


И еще: Вячеслав Иванович Виданов, приехавший на восстановление спектакля, обновил не только сценографию – не нарушив прежнего рисунка, приблизил ее к дню сегодняшнему, но и кое в чем «тронул» костюмы героев. А вот до того Татьяна Калачева выходила на сцену в серой трикотажной юбке с небольшим разрезом сзади. Возможно, она уже не помнит, что юбку эту Михаил Исакович, который очень тщательно относился к любой детали (мелочей для него в спектакле не существовало, важно было все), принес из дома. У его супруги, Галины Сабирьяновны, был трикотажный костюм: жакет она носила, а юбка лежала в шкафу, ожидая своей поры… И дождалась того, что МИР, увидев ее, понял: именно такая нужна героине!


Мысленно переворачивая страницы истории поистине легендарного спектакля Михаила Исаковича, я начинаю ясно осознавать то, сколь важно было для него в наступившую эпоху, когда распалась связь времен, вернуть людям веру в свет, в обыкновенное чудо и в то, что счастье есть, его не может не быть! Дай-то Бог стойкому кораблику спектакля «Пока она умирала» продолжить свой путь в море новейшего времени. Времени, которое имеет печальное обыкновение меняться… Но несмотря ни на что, законы, по которым обязаны жить люди, и духовные ценности человека, остаются неизменными. Не знаю, обращает ли зритель внимание на то, что в тексте песни о стариках на стихи Вероники Долиной, исполняемой Ириной Агашковой во втором акте, намеренно изменено одно слово. В оригинале:
На них не ляжет пыль веков,
Они не из таковских.
Помилуй, Боже, стариков!
Помилуй, Боже, стариков!
Особенно – московских.
А в сценической версии Михаила Рабиновича последние строчки звучат так:
Помилуй, Боже, стариков!
Уфимских и московских.
Даже об этом подумал в свое время мудрый МИР!


…Остается сказать еще о двух очень важных вещах, связанных с возвращением на сцену спектакля «Пока она умирала». Заслуженная артистка России Татьяна Калачева пришла в Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан именно в 1999 году. И роль Тани в этой постановке стала ее самой первой работой в ГАРДТ. Скажу больше, 25 декабря Татьяна Николаевна отмечает особый день рождения. И в её День, а речь о субботе, зрители могут поздравить прекрасную актрису и с личным юбилеем, и со значительной вехой в творческой судьбе – ведь завтра Татьяна Калачева вновь выйдет к залу в роли Тани – героини спектакля «Пока она умирала».
А еще вы можете поздравить Валерия Ивановича Малюшина, исполнителя роли Игоря. В эти дни заслуженный артист России и народный артист Башкортостана отмечает пятидесятилетие своей творческой деятельности. И какое счастье для актера встретить такой значимый юбилей на сцене театра, в котором Валерий Малюшин начинал свой путь в профессию!

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

"Вечерняя Уфа", 24 декабря 2021 года

Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA