17.10.2017 г.
"Вечерняя Уфа", 17 октября 2017 г."Вечерка" уже рассказывала читателям о том, что на III Межрегиональном фестивале "Волга театральная", который в конце сентября проходил в Самаре, коллектив Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан с большим успехом показал спектакль "Улыбайтесь, господа!", поставленный молодым режиссером Алексеем Логачевым по рассказам Григория Горина.
Организаторами этого театрального форума традиционно выступает Союз театральных деятелей Российской Федерации и Ассоциация городов Поволжья. Всего за одну фестивальную неделю поистине счастливому самарскому зрителю выдалась возможность увидеть двенадцать разных постановок.
Сомнения были... Как примут критики и публика нашу, казалось бы, нефестивальную, совсем неэпатажную историю с ее негромкой, а напротив, почти интимной атмосферой? Как воспримут сегодня, прямо скажем, забытые трагикомичные произведения Григория Израилевича?
Фестиваль открывался чеховским "Вишневым садом", который представил театр "Самарская площадь". И поскольку нам предстояло работать на второй день, наскоро разместившись в гостинице, мы отправились болеть за коллег. Тем более что Фирса (а это одна из главных ролей спектакля) играл хорошо знакомый уфимцам Геннадий Муштаков, много лет творческой жизни отдавший Стерлитамакскому государственному русскому драматическому театру! Блистательный ансамбль, интересные актерские работы, да и режиссерская трактовка в целом заставили нас понять, что "конкуренция" будет весьма серьезной.
К сожалению, формат фестиваля не позволяет увидеть всю прелюбопытнейшую программу, а жаль... Ведь среди участников был и лауреат Национальной театральной премии "Золотая Маска" - новокуйбышевский театр "Грань" с новой работой его художественного руководителя Дениса Бокурадзе "Король Лир", а еще "Женитьба Фигаро" Казанского академического русского Большого драматического театра имени Василия Ивановича Качалова, и обладатели Гран-при прошлой "Волги театральной" - Пермский театр юного зрителя и их "Продавец дождя", и совершенно потрясающее "Доходное место" Тольяттинского театра "Колесо" (его, к слову, уфимцы смогут увидеть 2 и 5 ноября на сцене ГАРДТ в рамках программы "Большие гастроли: регионы")…
...В ночь поставили декорации. Зеркало сцены Самарского драматического оказалось значительно меньше нашего, а посему фронтальная декорация, созданная художником спектакля Ольгой Колесниковой, уместилась с огромным трудом, а такие важные появления героев из створок советских полированных шкафов (все мы из прошлого!) были едва ли не под угрозой отмены... Но сделали, казалось, невозможное, и все по части сценографии выглядело более-менее благополучно.
Репетировали долго. Причиной тому не только волнение, которое дает фестиваль, но и вводы на столь значительные роли Ларичева (Вадим Магасумов) и Потапова (Антон Костин), неродной свет - его пришлось ставить фактически заново, неудобное расположение звукооператорской рубки - до нее почти не доносятся голоса со сцены, так что спектакль вели практически "по приборам"... Елена Федоровна Кондояниди, заместитель художественного руководителя нашего театра, в нужный момент давала четкие и точные подсказки, не упуская из вида ни малейшей детали: в интонации актеров, в костюмах, в работе с реквизитом. Напряжение росло с каждой минутой, но чувствовалась особая собранность всей творческой и технической группы, когда так важно знать, что рядом надежное плечо и поддержка верных товарищей.
Спектакль начался в тишине. До отказа заполненный зал прислушивался, присматривался, точно пытаясь понять "правила игры", предложенные уфимцами. Смех возникал, но робко, сдержанно, словно зрители аккумулировали ту энергию, что шла к ним со сцены. Все барьеры рухнули во втором эпизоде - в момент появления шофера Егора Клягина, которому предстояло научить застенчивого младшего технолога Ларичева крепкому словцу - так, чтобы не тормозить производственный процесс на обувной фабрике. Актер Владимир Кузин ещё не произнес ни единого слова, но колоритность образа, узнаваемость его сделали свое дело. Зал был взят! Аплодисменты уже не смолкали, зрители хохотали, и замолкали, прислушиваясь к каждому слову, и утирали вдруг наворачивающиеся слезы. Пожалуй, это и была та идеальная реакция, на которую рассчитывали постановщики.
Отработали хорошо все! Но тревога перед обсуждением от этого не становилась меньше. На встречу с "судейской коллегией" ехали почти молча. Нарушавшая привычный регламент председатель жюри Наталья Старосельская, взявшая слово в самом начале, ещё больше обострила напряжение. Но только до первой произнесённой ею фразы: "Я не помню такого ощущения счастья, которое испытала вчера во время вашего спектакля!" И все члены жюри, до сего момента державшие, что называется, лицо, заулыбались, разделяя это мнение.
И вот эта реакция людей, видевших на театре многое, стала настоящим счастьем для нас! Жюри поразила атмосфера и стилевая чистота спектакля, в котором в единое целое соединились замечательные тексты Григория Горина, музыка Микаэла Таривердиева, голос молодой Елены Камбуровой, Гамлет Владимира Высоцкого, изумительный актерский ансамбль, где не теряется ни один человек!
Отметили точную работу народных артистов Башкортостана Валерия Гринькова и Татьяны Макрушиной ("четверть-интеллигентная московская пара, решившая культурно провести выходной и попавшая на выставку современного искусства") и дуэт заслуженного артиста РБ Тимура Гарипова и Антона Болдырева в рассказе "Убийца". Об удивительной интонации спектакля говорила театральный критик Майя Романова, признавшаяся, что в новелле "Чем открывается пиво" узнала всех своих знакомых, а может быть, где-то затерялась и она сама, так хорошо помнящая эти дружеские посиделки. Вспомнила она и Потапова - настолько узнаваемым был Антон Костин в его бесконечном жизненном "марафоне". "Как все у вас сплетено, как много ассоциаций рождается! - заметил театровед Сергей Коробков. - Есть в театре и кино "блуждающие персонажи", которые возникают то здесь, то там: Бузыкин из "Осеннего марафона", Костик из "Покровских ворот", Надя Шевелева из "Иронии судьбы". И все эти герои из 70-х появляются у вас в спектакле. И это очень ценно! Актеры ведут свои темы через все рассказы - и Айгуль Шакирова, и Олеся Шибко, и Сергей Пахомов. Виртуозный ансамбль, где каждый индивидуален!"
Как за родных, радовались за нас председатель Самарского отделения Союза театральных деятелей России Владимир Гальченко и директор Дома Актера Тамара Воробьева: "Вы же понимаете, что после такого обсуждения, без наград не останетесь!"
И они не ошиблись! Две статуэтки фестиваля "Волга театральная" сегодня украшают музей ГАРДТ, а потом будут переданы лауреатам. Специальным призом жюри "За яркий эпизод" награжден Владимир Кузин, который сумел за грубоватой внешностью шофера Клягина показать настоящего лирического героя!
Приз за лучшую режиссерскую работу на любом театральном форуме считается одним из самых престижных. И бесконечно приятно, что его был удостоен постановщик-выдумщик спектакля "Улыбайтесь, господа!" Алексей Логачев, ныне возглавляющий Саратовский театр юного зрителя имени Юрия Петровича Киселева!
Что добавить к этому? На родной сцене первый раз в новом, сто пятьдесят шестом сезоне мы играем спектакль "Улыбайтесь, господа!" уже послезавтра,
19 октября (четверг). А Волга - она действительно театральная!