Ей в творчестве удержу нет!

10.06.2022 г.

"Вечерняя Уфа", 10 июня 2022 года

Так совпало, и этому обстоятельству уже не раз дивилась «Вечерняя Уфа», что день рождения народной артистки Башкортостана Ольги Лопуховой выпадает на 12 июня, то есть День города Уфы и День России. Скажем больше – город Тамбов, в котором Ольга Борисовна появилась на свет и жила в детстве и отрочестве, тоже отмечает свой день рождения 12 июня. А узнала наша героиня об этом, уже осев в Уфе, в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан. То ли по радио услышала, то ли по телевизору в одной из новостных программ увидела сюжет. И поскольку к совпадению своего личного праздника и торжеств по поводу дня рождения столицы Башкирии, поначалу поразившись, уже почти привыкла, то и существенный тамбовский «довесок», посмеявшись вдоволь, восприняла с приязнью, но без ажиотации. Хотя на самом-то деле совпадения такие в жизни встречаются нечасто и их, пожалуй, можно по пальцам перечесть.

В общем, для меня это знак того, что Ольге Борисовне Лопуховой, родившейся в Тамбове, окончившей некогда Воронежский государственный институт искусств, поработавшей в Воронежском ТЮЗе, Таганрогском драматическом театре имени А.П.Чехова, в Грозненском русском драматическом театре имени М.Ю.Лермонтова, судьбой было уготовано попасть в Уфу, чтобы, полюбив ее, образно говоря, на этой земле и «пустить корни»…

Человек Ольга Борисовна, я считаю, непростой, и мне кажется, это напрямую рифмуется с тем, что ничего в жизни ей не давалось просто. Она всегда держит дистанцию, не терпит панибратства, столь свойственного иным из ее собратьев по цеху, ныне легко и открыто общаясь, на мой взгляд, только с театральной молодежью. И последнее не есть лишь результат того, что не один год актриса Лопухова была чуткой и мудрой наставницей студентов театрального факультета УГИИ как раз на тех курсах, которые набирал незабвенный художественный руководитель Русского театра Михаил Рабинович. В этом ее бережном прикосновении к бьющей через край творческой энергии молодых, подчас обалдуев, а подчас и совсем неглупых, глубоких, тонких, уже в некоторых спектаклях и партнеров опытнейшей актрисы, я нахожу перекличку с судьбой самой Ольги Борисовны, некогда опекаемой вместе со всем ее курсом в Воронежском институте искусств худруком, коим являлся народный артист СССР Николай Вячеславович Дубинский. Она помнит, сколь нежно пестовали только-только открытый в воронежском вузе театральный факультет имеющие к этому событию отношение знаменитые Борис Григорьевич Кульнев и Ольга Ивановна Старостина. И, безусловно, помнит то, как бережен, как внимателен был к ней ее мастер, игравший в Воронежском ТЮЗе роль Якова в спектакле «Последние» по пьесе Максима Горького, а на роль старшей из детей Коломийцевых, Надежды, была приглашена в ту постановку вчерашняя выпускница, совсем еще юная Ольга Лопухова. Николай Вячеславович, как говорит Ольга Борисовна: «Даже смотрел на меня, помогая, и ни-ког-да свысока. Я просто читала в его глазах ободряющее: молодец!»

Замечу, и таких совпадений – имею в виду то, что годы спустя актриса Русского драматического театра РБ Лопухова вновь встретилась с горьковскими «Последними», блестяще сыграв в сценической версии режиссера Александра Поламишева роль Софьи Коломийцевой, – в судьбе Ольги Борисовны немало. Достаточно вспомнить тот факт, что дипломной работой студентки выпускного курса Лопуховой (естественно, наряду с ролями в двух других спектаклях) стала Агафья Тихоновна в гоголевской «Женитьбе». Тогда, в Воронеже, приехавший по приглашению Дубинского ректор Высшего театрального училища имени Бориса Щукина великий Борис Захава сказал, что эту студентку он с удовольствием бы забрал в Москву. А чуть позже, придя работать в Воронежский ТЮЗ, она вновь встретилась со своей героиней – «Женитьбу» поставили специально на «Агафью», причем над спектаклем работал тот же режиссер, который воплотил гоголевский шедевр и на институтской сцене.

…И вот уже Уфа, куда Ольга Лопухова приехала в 1981 году, по приглашению режиссера Юлия Тамерьяна. Короче, время спустя происходит ее новая встреча с «Женитьбой», которую на сей раз ставил москвич Юрий Горин. В тот момент Ольге Борисовне было нелегко, она сама говорила в одном из интервью о том, как коварна эмоциональная память. Казалось, уже по-настоящему опытная актриса!.. Но все же она волновалась: вдруг «проснутся», обманув сознание, воспоминания и начнут довлеть, возвращая исполнительницу к старому рисунку роли… Но ей очень помог сам Юрий Петрович, абсолютно точно понимавший, чего он хочет добиться в этой работе от актрисы, заставив ее следовать замыслу постановщика.

Так вот, возвращаясь к разговору о творческой смычке нашей сегодняшней героини с театральной молодежью, я не могу не сказать и о том, что старшая внучка Лопуховой – студентка выпускного курса театрального факультета Уфимского государственного института искусств. И Ольга Борисовна прошла с Машей весь этот путь – от подготовки к поступлению в вуз – до курсовых экзаменов и дипломных спектаклей… Это, как вы понимаете, уважаемый читатель, процесс, что называется, обоюдный, и, следуя с девочкой по этапам учебы и овладения мастерством, Ольга Борисовна жила все четыре года (а точнее – гораздо больше) мыслями и чувствами будущей актрисы, вновь погрузившись в труды и дни театрального факультета, живо и молодо воспринимая все, чем дышит студенчество, насыщаясь витальностью, идеями и душевными порывами школяров. Вот вам и секрет невероятной молодости Ольги Борисовны, ее открытости к тем, кто вступает в большую, самостоятельную жизнь. Она всегда была книгочеем, а теперь в сферу ее интересов вошли и произведения представителей литературы России новейших времен. Она смотрит то, что интересно племени младому, незнакомому – фильмы, спектакли, ей важно понять музыку, которая котируется на «площадке молодняка»… Я помню тот момент, когда молодой режиссер Руслан Абраров, тоже выпускник нашего УГИИ, представил собравшимся в Учебном театре института искусств свой программный проект Oh my God (клоунада на час), в процессе действа периодически обращаясь к зрителям и кое-кого из них просил подняться на сцену. Кто первым поддержал Абрая (так зовут Руслана друзья)?! Вот именно. Ольга Борисовна, смело окунувшаяся в незнакомую ей доселе стилистику и державшая удар, паузу, внимание зала в течение десяти, кажется, минут!.. Поверьте, читатель, на театре это много.

В «послужном списке» актрисы Ольги Лопуховой немало ролей. Это и героини, рожденные талантом классиков – русских и зарубежных, и персонажи, представляющие многонациональную драматургию бывшего Советского Союза, и действующие лица из пьес авторов нынешней эпохи… Но свойство актера, а уж тем более одаренного, ищущего и неуспокаивающегося, – жаждать встречи с неизведанным. Думаю, Ольга Борисовна, чьи героини столь естественно и органично меняют возрастной ценз, из числа именно таких артистов. Недаром же в ее «репертуарном листе» появилась уникальная, на мой взгляд, работа, своего рода миниатюрный шедевр – Людмила Спиридоновна Брандахлыстова из трагифарса «Смерть Тарелкина», который поставил в ГАРДТ по пьесе Александра Сухово-Кобылина молодой режиссер из Петербурга Антон Свит. Этот образ лживой прачки, поддерживающий в спектакле тему оборотничества, с филигранным мастерством созданный Ольгой Борисовной, из категории тех, которые заслуживают восклицания: «Мал золотник, да дорог!». Каждый раз, когда смотрю «Смерть Тарелкина», я думаю о том, что Ольга Лопухова – за любой «кипеш» при условии, что режиссер умен, талантлив и предлагает исполнителю испробовать себя в непознанном доселе жанре, стилистике, либо приеме… Мне глубоко импонирует работа актрисы в спектакле режиссера из Питера Дениса Хусниярова «Зыковы», поставленном по пьесе Максима Горького. Хитрая мещанка Анна Марковна Целованьева, мать Павлы, которой родительница прочит жизнь в достатке, ходит по справному дому лесопромышленника Зыкова, потупив глаза долу, но при этом все видит, все берет на заметку, строя в уме грандиозные до головокружения планы. Малозаметная, внешне любезная, услужливая, живущая с тихой ненавистью, которая копится в завистливой душе, готовая ради благополучия отдать на заклание собственное дитя – Ольга Борисовна работает нешумно, но мало-помалу характер Целованьевой, вкрадчивый, недобрый, проявляется в интонации, в исполненном злобы быстром взгляде, который актриса тут же гасит, пряча за благостным выражением лица… На фоне страстей, раздирающих темное сознание неуемного, широкого в своих проявлениях Антипы, эта юркая мышка-норушка, точно целовальники на Руси лобызавшая на преданность крест, ничуть не менее страшна, чем те демоны, которые живут в душе главного героя…

А вот в недавнем премьерном спектакле ГАРДТ РБ «Счастье рядом», который по рассказам Василия Макаровича Шукшина поставил режиссер из Москвы Василий Сенин, у Ольги Борисовны сразу две роли. Об одной из них – Судьи – в той картине, в основу коей лег рассказ «Мой зять украл машину дров», мы поговорим позже, собственно, в материале, посвященном всей постановке. А вот заглавной роли картины по рассказу «Материнское сердце» коснусь сейчас. Ольга Борисовна, играя роль родительницы попавшего за решетку деревенского парня Витьки Борзенкова, подравшегося в городе и с пьяных глаз поуродовавшего несколько человек, в том числе и милиционера, словно приняла на себя все характеристики, которыми наградил героиню своего рассказа Василий Макарович. Я смотрю на то, какой былинкой предстает на сцене актриса Лопухова, и перед глазами возникает шукшинский текст: «Сухая, двужильная, легкая на ногу»… Вижу то, как Ольга Борисовна старается попасть в шаг с игнорирующим причитания старой крестьянки стражем порядка, провожающего ее к Витьке в камеру, и вспоминаю: «Мать семенила рядом…»

Лопухова в этом спектакле словно набросила на себя судьбу, приняв ее как собственную, кожу вдоволь настрадавшейся крестьянки, рано оставшейся вдовой, вырастившей сына вопреки всему – голоду, болезням, ударам судьбы. Вырастившей парня, как пишет Шукшин, для себя, чтобы в старости был подмогой, чтобы в тихом счастье на излете жизни нянчить внучат. И самой пронзительной, на мой взгляд, в этой картине стала сцена, когда, поняв, что Витька, которому «светит» семь лет, находится на грани отчаяния, мать начинает «сочинять» свой сюжет, дескать, поедет она по совету здешних начальников в краевые организации и там-то уж обязательно все поймут и помогут: «Ничего, смилостивятся. Похоронку от отца возьму…» И ложь ее во спасение просто перевернула мне душу.

Ее Мать знала только одно: любимому ребенку, виноватому, беспомощному, грозит беда. И вопреки всему, вопреки даже здравому смыслу, она торопится действовать: отдать холст, которого нынче наткала пропасть, деньжат кому-то предложить… Мелко перекрестила сына и, одними губами прошептав: «Спаси тебя Христос», не забыла сунуть ему в руки прихваченный из дома узелок с печенюжкой и яйцом. И пошла, чуть пошатываясь от горя. Я смотрела на ее согбенную, но постепенно выпрямлявшуюся от уверенности в своей правоте спину и понимала – такая мать пойдет дальше, поедет в краевые организации. Ничто не устрашит родительницу, поскольку она свято верит: «Добрые люди помогут».
Это было сыграно на таком пределе правды, что никакие слова не смогут выразить тех чувств, которые в тот момент испытал битком набитый зал. И только оглушительные аплодисменты смогли передать наше состояние.

…Определиться с концовкой к этому материалу мне помогла Ирина Филиппова – балетмейстер, профессор кафедры пластической выразительности Высшего театрального училища имени Бориса Щукина, некогда она весьма плодотворно работала с Русским академическим театром, в частности, входила в качестве хореографа в постановочную команду спектакля «Ах, Невский!..», который по Петербургским повестям Гоголя ставил режиссер Александр Поламишев. Я позвонила Ирине Николаевне, спросив: «А с актрисой Ольгой Лопуховой Вам довелось сотрудничать? Так сказать, на заре ее карьеры в Русском театре?»

«Немного, и именно в «Невском»… – тут же отозвалась Филиппова. – Но я запомнила ее! Ее нельзя было не запомнить. Она была такая отчаянная, такая лихая! Ольге хотелось испробовать все. Лопухова очень умная актриса и в том, что не соответствовало ее органике, она, понимая это, больше не экспериментировала. Но если все совпадало, то тут Ольга была безудержна – искала собственные характеристики и краски, предлагала свои идеи режиссеру и балетмейстеру, до умопомрачения повторяя па, которое у нее не получилось с первого раза! Повторюсь, в творчестве Оля не знала удержу! Ей была свойственна какая-то особая виртуозность. Дай ей Бог здоровья и еще много-много ролей, достойных ее таланта!»

Что мне остается добавить? Только то, что она и доныне остается такой, и слова о нашей героине, сказанные Ириной Филипповой, наверное, и есть ключевые, самые важные для того, чтобы внести финальный штрих в образ прекрасной русской актрисы Ольги Лопуховой. И вы не забыли, читатель? В честь ее юбилея ныне 12 июня Ольге Борисовне будут салютовать Уфа, Москва, Тамбов, да что там – вся Россия!

 

Илюзя Капкаева

Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA