06.10.2017 г.
"Вечерняя Уфа", 06.10.2017 г.Всего сутки остались до премьеры мюзикла "Дюймовочка и Принц" в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан. Ведь уже 7 и 8 октября новую работу коллектива увидят первые зрители!
Авторы мюзикла - композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Ким Брейтбург и автор либретто поэт, драматург, член Союза писателей России Карен Кавалерян - хорошо известны уфимскому зрителю. Вот уже несколько лет с большим успехом идет на сцене Русского академического театра полюбившаяся публике "Голубая камея", ставшая для этого творческого тандема первым опытом театральной постановки.
Это уже после уфимской (в 2009 году) премьеры история любви княжны Елизаветы Таракановой и графа Алексея Орлова разошлась по многим подмосткам России. А позже были созданы и новые мюзиклы - "Дубровский", "Леонардо, "Казанова", "Так не бывает!", "Джейн Эйр"…
В соавторстве с Сергеем Сашиным и Элеонорой Мельник Ким Александрович написал детский мюзикл "Снежная королева", и тот, будучи поставленным в Уфе, снискал признательность и восторги детворы (равно как и взрослых).
И вот пришло время новой работы. Стоит сразу оговориться: "Дюймовочка и Принц" по замыслу авторов и постановщиков - спектакль, создаваемый в формате семейного мюзикла, рассчитанный на зрителей самых разных возрастов. Знаменитая история великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, наполненная глубоким философским смыслом, обретает новое современное звучание.
Музыкальное руководство постановкой осуществляет старший преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных, преподаватель РИТИ (ГИТИС) Валерия Брейтбург. Не просто выучить с актерами вокальные партии, но и помочь глубже раскрыть характер персонажей через музыку - задача не из простых. Особенно если учесть, что исполнители главных ролей - люди, не имеющие профессионального музыкального и актерского образования. Обладающие вокальным даром, что называется, от природы, они прошли жесткий отбор и попали в этот проект.
Самой юной Дюймовочке всего семнадцать лет! Рената Муртазина учится в одиннадцатом классе уфимской школы №91. Невероятная сила воли и характера в эти непростые дни выпуска премьеры позволяет ей не только постигать азы актерского ремесла, совершенствовать вокал, но и не отставать от своих одноклассников. Другая героиня - Ирина Бронникова. Она учится в Башкирском государственном аграрном университете и с огромным волнением и воодушевлением проживает и переживает все, что сейчас творится на сценической площадке. Девушка порой даже не верит тому, что это происходит с ней наяву.
Принцев в спектакле также два. Михаил Павлов уже имеет некий опыт: зрители знают его по спектаклям "Голубая камея" (граф Орлов) и "Белый конь. Златая птица" (Хаубен). А вот Даниил Хакимов еще только учится на актерском отделении театрального факультета Уфимского государственного института искусств.
Поддержку им, конечно, стараются оказать все - своевременным советом, нужным упражнением по сценической речи, просто добрым словом и улыбкой.
И в первую очередь внимание уделяет им, безусловно, режиссер-постановщик спектакля Анастасия Гриненко. Будучи художественным руководителем Театра Геннадия Гладкова "Территория мюзикла" (Минск), она давно и серьезно занимается столь непростым жанром, во многих мюзиклах являясь не только постановщиком, но и автором либретто и эквиритмических переводов с английского.
Оригинальный пластический рисунок спектакля создал хореограф-постановщик Дмитрий Якубович (Минск), соединив в одно целое персонажей и балетную группу театра. Их энергетика настолько заразительна, что передается даже сотрудникам цехов.
А уж арии поет буквально весь театр. И, уверена, их будут петь после спектакля зрители! Здесь и рок, и ритм-энд-блюз, и рэгги... Лирические, философские, заводные, они создают удивительную по эмоциональной наполненности атмосферу.
Каждый персонаж здесь имеет свой "сольник", каждый неожиданен - Ласточка Лилу (Александрина Баландина и Ирина Звягина), Озерная принцесса Ирис (Анна Бурмистрова и заслуженная артистка Башкортостана Татьяна Григорьева), Майский жук Алонзо (заслуженный артист РБ Тимур Гарипов и Илья Мясников), Рак-отшельник Кус-кус (Григорий Николаев и Олег Сальцын), Мохнатый шмель (Дамир Кротов и Вячеслав Виноградов), Жабеныш Мадди (заслуженный артист нашей республики Николай Рихтер и Сергей Пахомов). Как же хочется перечислить всех, но, скажу честно, их лучше увидеть и услышать.
Мюзикл - жанр, требующий яркой выразительной формы. Художник-постановщик Сергей Илларионов придумал для "Дюймовочки" настоящий волшебный мир. Чего только не увидят зрители на сцене! Здесь и сказочный лес, и жучиная поляна, и роскошная кротовая нора... Такой масштабной сценографии в нашем театре еще, пожалуй, не было. Ведь должна быть создана иллюзия - ростом-то герои всего лишь в один дюйм!
- Наш поделочно-макетный цех на время выпуска спектаклей стал некой экспериментальной лабораторией, где принимались и отрабатывались сложные технические решения, - говорит заведующий постановочной частью ГАРДТ Олег Коротик. - То же можно сказать и о бутафорском и декорационном отделах. Вся эта глыба была создана нашими театральными мастерами. Масштабы колоссальные, особенно если учесть, что в каждом цехе работает не более пяти человек!
И вот из фанеры, дерева, металла - этой грубой, что называется, плотской материи создается ирреальный, невесомо-сказочный мир. И для того чтобы он заиграл всеми красками, над "Дюймовочкой" колдуют мастера света, которыми в нынешней постановке руководит приглашенный из Республики Беларусь художник Семен Давыденко.
Трудная задача легла и на хрупкие плечи театральных швей. Сложно представить, но из тканей, на которых специально был отпечатан оригинальный авторский принт, сшито к спектаклю около трехсот костюмов!
В режиме нон-стоп работают и костюмеры: принести, погладить, подшить, сделать так, чтобы сценический наряд стал второй кожей. А если бы вы хоть раз стали свидетелями так называемых "быстрых переодеваний" - прямо в темноте кулис, поскольку бежать до гримуборной нет времени! - вы бы поняли, что такое высший пилотаж в этой театральной профессии…
В напряжении пребывают и гримеры-постижеры. Часто прически и грим пробуют буквально на последних прогонах! Но сколько бессонных ночей проводят они, придумывая в своих фантазиях те самые замысловатые образы, которые войдут в окончательную версию спектакля.
Счет идет на часы. Авторы мюзикла, постановочная группа, художественный руководитель Русского академического театра Михаил Исакович Рабинович и его заместитель Елена Федоровна Кондояниди с раннего утра до позднего вечера практически не покидают зрительный зал.
...В темноте раздается голос помощника режиссера Марины Люлиной: "Внимание! Звукооператоры, электроосветители, приготовились!" И это значит, что начинается еще один прогон, который на шаг приблизит нас к премьере...