Когда человек человеку — брат

29.10.2021 г.

Премьера спектакля «Старший сын» — одно из тех театральных событий, которые нельзя пропустить. Известное произведение культового советского драматурга знают не столько по самой пьесе, сколько по фильму с участием гениальных Евгения Леонова, Николая Караченцова, Михаила Боярского.

Театр, который берется за постановку этого произведения, ставит перед собой очень нелегкую задачу: слишком высока планка, заданная талантливейшей телепостановкой, с которой зрители будут сознательно и бессознательно сравнивать спектакль.

В основе сюжета — почти водевильная ситуация, эксцентричная выходка, когда молодой человек, опоздавший на электричку, выдает себя за сына совершенно чужого человека, чтобы не ночевать на улице. Бусыгин исходит из принципа: «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, тогда тебе поверят и посочувствуют». Он рассчитывает немного погреться и уйти, но события начинают раскручиваться уже без всякой логики. В итоге парень, выдавший себя за сына Сарафанова, в каком-то смысле оказывается его сыном по духу…

Сразу обращает на себя внимание лаконичность декораций (почему-то вспомнилось блоковское: «Ночь, улица, фонарь, аптека»). Итак, улица: два высоченных фонарных столба, скамейка да балкон дома, в котором живет соседка. И квартира Сарафановых, которую художник-постановщик Саша Новоселова расположила в другой плоскости, приподняв над сценой на квадратном деревянном подиуме. В центре его — обеденный стол. Герои как будто в любой момент могут сойти вниз, в никуда, но что-то их удерживает, тянет вверх и собирает-таки за семейным столом. Что же это?

С одной стороны, Сарафановы — несчастные люди с кучей проблем, с другой — это самое обычное семейство, что потихоньку проводит дни в своих печалях и радостях.

И вдруг в его жизнь врывается абсолютно чужой человек, который обнажает то, что наболело. Абсурдность ситуации, когда случайный прохожий «прописывается» в семье, однако, не превращает действие в комедию абсурда: в нем есть место и драме, и трагедии, и комедии. Вместе с гениальным Вампиловым мы то смеемся, то плачем — все, как в жизни. Но смешного здесь, конечно, меньше, чем в обычной комедии положений.

Режиссер спектакля — главный режиссер Челябинского Молодежного театра, выпускник ГИТИСа Иван Миневцев рассказал за кулисами журналистам: «Для меня эта история о старении. Подобное гнетущее одиночество старика — это очень страшно. Хотя здесь, конечно, можно найти множество других смыслов. Вообще, я считаю эту пьесу жемчужиной советской драматургии».

А для меня это история о человеческих отношениях. И да, проскальзывают мысли об одиночестве людей, чьи дети выросли и хотят построить свою, взрослую жизнь. Но если в начале спектакля Сарафанов и кажется одиноким и нелепым, то потом оказывается, что он вовсе не жалок, это добрый человек, который вырастил хороших детей. И вовсе не старый, раз готов любить и верить в чудеса.

Актер Олег Сальцын — прямое попадание в образ, вплоть до трепещущих кончиков пальцев рук музыканта, который дирижирует своей жизненной пьесой в музыкальных фрагментах, становящихся смысловыми аккордами происходящего на сцене. И как удивительно, когда, выходя на поклон в конце спектакля, пожилой Сарафанов вдруг превращается в актера Олега Сальцына в расцвете лет.

И рефлексирующий Владимир Бусыгин (Антон Болдырев), и разбитной Сильва (Александр Степанов), и прекрасная Ниночка (Дарья Филиппова) постепенно захватывают зрительское внимание, и если сначала я постоянно ловила себя на сравнении постановки с фильмом, то по мере того, как стало разворачиваться действие, начала просто наслаждаться игрой талантливых актеров. В том числе Ильи Ященко в роли экзальтированного подростка Васеньки, младшего Сарафанова. В Васеньку в исполнении выпускника УГИИ 2021 года, только что принятого в труппу театра, зрители влюбились сразу, каждое его появление на сцене вызывало смех и сочувствие герою. А вот соседка Макарская (Анна Бурмистрова), в которую влюблен Васенька, — образ неоднозначный. Развеселая, свободная и в то же время разочарованная молодая красавица в конечном итоге единственная, кто остается в одиночестве плакать на скамейке, — то ли от умиления над Сарафановыми, то ли от жалости к себе.

Интрига, прекрасные актеры и повод поразмышлять — в спектакле есть все, чтобы зритель ушел из театра с мыслью, что приходил сюда не зря.

Лариса Шепелева

"Республика Башкортостан", 27 октября 2021 года

Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA