Принцев на всех не хватает...

31.08.2017 г.

"Республика Башкортостан", №101, 31.08.2017 г.

Принцев действительно мало, тем не менее одна очень упорная девочка своего таки нашла, и не простого, а летающего. И все это — несмотря на крошечный, совсем не модельный рост. Сказка Андерсена «Дюймовочка» легла в основу мюзикла «Дюймовочка и Принц» «спевшегося дуэта» —драматурга Карена Кавалеряна и композитора Кима Брейтбурга. Это, как утверждали его создатели на встрече с журналистами, спектакль семейный.

Поверь в мечту

Как считает Брейтбург, постановка получается многослойной: люди постарше откроют для себя много намеков и символов, а дети будут воспринимать все на уровне сказки. «Это не история несчастной андерсеновской девочки, попадающей в житейские переплеты, а история любви, развития личности, — добавляет режиссер-постановщик Анастасия Гриненко (Минск). — Личности совсем юной — главную роль сыграют артистки 16 и 20 лет. Она попадает в различные ситуации и компании, весьма знакомые каждому из нас: в спектакле будет модная фешн-поляна, лягушки со своим болотом, в которое они пытаются затянуть героиню. Николай Рихтер, например, играет Жабеныша и поет жесткий блюз, Тимур Гарипов перевоплотился в жука Алонзо — большого сноба из высшего общества. Крот, Мышь, — словом, персонажи, которые стараются заставить девочку жить так, как они считают нужным. Это история о мечте, в которую надо верить, и тогда все сбудется. Дюймовочка — девочка, по сути, появившаяся на белый свет как чистый лист, и именно любовь делает ее вполне самостоятельной девушкой с характером».

Совместить столь многогранный жанр, как мюзикл, с условностями драматического театра взялся хореограф-постановщик Дмитрий Якубович (Минск), в прошлом актер музыкального театра. По его словам, он неоднократно сталкивался со случаями, когда балетмейстеры ставили спектакль, упуская из виду, что артисту кроме как танцевать еще и играть надо. Ким Брейтбург написал мюзикл-фейерверк, считает он, с разнообразием музыкальных направлений — рок, регги, ритм-энд-блюз, что необходимо было учитывать. Более 20 запоминающихся арий обещают стать хитами.

Труппа Русского драмтеатра очень музыкальна, признает музыкальный руководитель постановки Валерия Брейтбург (Москва), и сложность заключалась не в том, чтобы петь блюз, рок-н-ролл. Нужны были не столько особые вокальные данные, сколько умение чувствовать музыку. Здесь необходимо не просто петь, но понимать, что это театр, сценическое действо.


Жизнь с высоты птичьего полёта

Понятно, что с такими задумками к художественной стороне постановки предъявлялись особые требования. Команда мюзикла остановилась лишь на третьем варианте. Самая закавыка была в том, что герои сказки — народ мелкий, начиная с главных героев и заканчивая разнообразными представителями фауны. Героев не вырастишь — зато «выросли» декорации: цветы, коряги, кусты. Знающих о премьере театралов взволновала роль Ласточки — ее-то уж мелкой не назовешь. «Она у нас непростая пташка, — рассказал Брейтбург. — В каком-то смысле она носитель сюжета, идеи, связующее звено между героями сказки. Она у нас философ и поскольку летает, то видит жизнь с высоты птичьего полета. А оттуда жизнь прекрасна и удивительна, а наши мелкие споры и ссоры — неестественны и безобразны среди этой красоты».

В основе мюзикла все же сказка великого Андерсена, а она, можно сказать, очень «подвижна»: летают эльфы, плавают жабы, порхают жуки. Несмотря на всю технологичность современных театров и наличие (иногда чрезмерное) 3D декораций, воплотить все это на сцене довольно сложно. Дмитрий стажировался на Бродвее — в самом сердце мюзикловых постановок и знает, как заставить летать даже самого неповоротливого героя, рассказывает Валерия Брейтбург. Кроме того, главное в спектакле все же не машинерия, а пластика: когда все двигаются, танцуют в ансамбле, создается то самое ощущение оживленного действа. А что касается 3D декораций, то на Бродвее, например, из 20 спектаклей 18 обходятся без них. 3D — это все же ближе к кино, а не к театру, считает Ким Александрович.

 

Где можно посмеяться и поплакать

«Кстати, ваша «Голубая камея», — признается Брейтбург, — была моей первой театральной постановкой. За эти годы, по скромным подсчетам, на моих спектаклях побывало около двух миллионов человек. Значит, такой жанр, как мюзикл, в России, безусловно, будет набирать обороты. Он абсолютно подходит самым разным людям, даже тем, которые и в театр-то ходят редко. Кстати, привычка к клиповому мышлению подойдет и для восприятия мюзикла. Можно сказать, это некий дайджест книги, столь любезный нынешнему молодому поколению. Так, огромный роман «Джейн Эйр» прекрасно уложился у меня в двухчасовой спектакль.

Есть еще один нюанс — наибольшей популярностью пользуется все же наша отечественная музыка. И чтобы этот жанр стал в России действительно любимым, его должны создавать наши люди, с нашей ментальностью, используя при этом лучшие приемы, которые существуют на том же Бродвее. Когда этот синтез удается, приходит успех.

Не будем забывать и об экономических причинах: госфинансирование театров падает, потому они должны зарабатывать — на таких постановках, которые привлекли бы массового зрителя. Например, на мюзиклах. Для суровых интеллектуалов есть очень мудреные мюзиклы, которые не поймешь с первого раза. Это постановки в основном экспериментальные — как фестивальные фильмы, например. Я, к слову, написал «Дубровского», которого поставили уже в восьми городах.

Я вообще сторонник того, чтобы мюзикл был развлечением для театралов. К сожалению, сейчас слово «развлечение» вызывает раздражение. Но много ли у нас театров, в которых умеют профессионально и качественно забавлять?

У нас бытует мнение, что если спектакль детский, его играют в 11 часов или на елке. А на том же Бродвее этот формат пользуется огромной любовью. «Аладдин», «Русалочка», «Король-лев» — самые успешные по кассовым сборам постановки. Именно потому, что они, как, надеюсь, и наша «Дюймовочка» — семейные спектакли. Это объединяет и делает людей людьми, в которых еще не усохли настоящие чувства. Драма пропускает душу через интеллект, мюзикл — это сфера эмоций».

 

К СЛОВУ

Премьера назначена на октябрь. В спектакле заняты 32 человека — артисты Русдрамы. «Дюймовочка и Принц» — не первый мюзикл Брейтбурга и Кавалеряна на уфимской сцене.

В 2009 году в столице Башкирии был поставлен спектакль «Голубая камея», который много лет идет с большим успехом и неплохими сборами. По словам композитора, она ничуть не потеряла своей свежести и обаяния. А под Новый год юных театралов неизменно радует детский мюзикл «Снежная королева».

 

 

Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA