13.01.2020 г.
Премьерой спектакля «Старый дом» по пьесе Алексея Казанцева в постановке заслуженного деятеля искусств РФ и РБ М.И.Рабиновича открыл свой 158-й театральный сезон Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан.
Драматург Алексей Казанцев известен как автор многих пьес, наряду с произведениями Виктора Славкина, Людмилы Петрушевской, Людмилы Разумовской, Нины Садур и других, входящих в «новую волну в драматургии». Вместе с Михаилом Рощиным в 1993—1998 годах издавал журнал «Драматург». В 1998 году они вместе основали «Центр драматургии и режиссуры» - «некоммерческую антрепризу», как ее тогда называли, – с намерением ставить современные пьесы силами молодых режиссеров. Там Алексей Казанцев до своей смерти был художественным руководителем. Широкую известность как драматург приобрел после постановки пьесы "Старый дом" (1976 г., поставлена в Новом драматическом театре в Москве В. Ланским в 1978 г.). Впоследствии пьеса "Старый дом" была поставлена более чем в семидесяти театрах страны и стала одной из "легендарных" пьес 70-х - 80-х годов.
К драматургии Алексея Казанцева Русский драматический театр уже обращался в 1998 году, тогда это была пьеса «Бегущие странники». Но оказалось, что «Старый дом» могли поставить раньше:
«Я пришел с этой пьесой в театр в 1984 году, – рассказывает Михаил Исакович Рабинович, - Но ее не пустили, худсовет принял другое произведение - «Пять романсов в старом доме», с которым я и дебютировал. Почему сейчас выбрал эту пьесу? Потому что все проблемы, которые были там и тогда, есть и сегодня, только в другой форме. Возможно, через призму тогдашнего времени нужно заглянуть в сегодняшний день, чтобы понять, где созидание, где разрушение; где любовь, где нелюбовь. И, вообще, что представляют собой любовь, предательство, равнодушие, извращенный взгляд на воспитание человека. И тогда, и сейчас, у людей был и остается шанс на счастливую жизнь, которым редко пользуются: человечность, любовь, понимание человека».
И, действительно, давно не появлялось на наших сценических подмостках прочтение, сделанное столь внятно и человечно, правдиво и без нарочитых режиссерских выкрутасов.
Когда говорят «в заглавной роли», имеют в виду героя или героиню, чьим именем назван спектакль. В данном случае, в заглавной роли - сам старый дом, с изумительной реалистичностью, даже натуралистичностью, как говорит режиссер, высящийся на сцене (художник-постановщик – Вячеслав Виданов). Дом, при виде которого сразу пробуждается симпатия и флер ностальгии. Со львом на фронтоне (что потом будет пересекаться с фразой «Лев Толстой ходил по этим комнатам»); осыпающейся колоннадой, проржавевшими узорчатыми воротами, лавочкой с неизменными бабушками и парой многолетних деревьев.
«У нас необычное оформления спектакля, которым я, можно сказать, горжусь – плод работы наших цехов, – говорит режиссер-постановщик, – Это, действительно, трехэтажный дом. В нем можно жить. Семь часов потребовалось на его монтировку, и, возможно, столько же, если не больше, нужно будет, чтобы разобрать».
Дымка то ли воспоминаний, то ли от сжигаемых весной листьев окутывает сцену в первом действии. Двенадцать лет спустя, во втором действии, эта пелена угаснет, являя дом в суровой наготе, беззащитным перед грядущим неизбежным сносом. И время действия другое – осень. Недаром говорят о том, что каждое место обладает своим духом, воздействующим на людей. Не этот ли таинственный гений места диктует и новым, и старым жильцам уютных комнат повторять одни и те же фразы, делать одно и то же, хотя проходит немало времени с момента их первого произнесения?
Очень честно,через мельчайшие житейские подробности показана мизерная разница между бытом жильцов во время действия начала пьесы, середине 60-х. Это интеллигентная семья Крыловых: мама Таисия Петровна (засл. артистка РФ Татьяна Калачева), отец Павел Иванович (нар. артист РБ Валерий Гриньков) и оканчивающий школу сын Олег (Антон Болдырев). Не столь интеллигентные Глебовы, глава семейства которого Максим Ферапонтович (засл. артист РФ, нар. артист РБ Владимир Латыпов-Догадов, Евгений Гуралевич) – злобный пьяница, избивающий жену Зинаиду Семеновну (нар. артистка РБ Ирина Агашкова) и спаивающий малолетнего сына Витьку (Вадим Магасумов). Его дочь Саша (Дарья Толканева), вопреки воле отца, влюблена в Олега и хочет поступать в театральный институт. В этом же доме обитают пикантная образованная красавица Юлия Михайловна (засл. артистка РБ Татьяна Григорьева) и безобидный лектор общества «Знание» Игорь Сергеевич (Иван Овчинников). И чудовищный сосед-стукач Петр Кузьмич Рязаев, безупречно сыгранный в разном возрасте нар. артистом РБ Олегом Шумиловым и засл. артистом РБ Николаем Рихтером.
У каждого из жильцов в комнатах, разве что, разные картинки на стенах, да у кого-то книг больше, а так - те же столы, покрытые аутентичными скатертями, перины да подушечки на кроватях с панцирной сеткой. А в коридоре – обшарпанные стены, мощные батареи, чтобы прогреть старинный дом, ведро с водой, кружка для питья. Неоднократно упоминаемые места общего пользования, в которых туалет от ванной отделен дощатой перегородкой, так что «не вздохнуть, не охнуть». И, конечно, таинственный чердак, обустроенный юными влюбленными, на котором они будут так бесцеремонно застуканы, и это перечеркнет их жизнь навсегда, заставит на долгие годы покинуть дом.
Временами история напоминает нашумевший в 60-х фильм «А если это любовь?» Тогда впервые честно был поднят вопрос о том, как общество из «лучших побуждений» способно сломать зарождающееся чувство. И там, и здесь герои, спустя время, встречаются с еще не до конца утраченными чувствами, но, будучи морально сломленными, не способны подняться над прошлым. И никого не винят в своей судьбе, прощают и даже жалеют тех людей, по вине которых это произошло. Потому что – не чужие.
Хотя в спектакле нет обобщений: «Вот, такое было время, наследие сталинизма, поэтому столько лжи, умалчиваний, ненависти», тем не менее, мы понимаем, что этот старый дом – модель нашего общества, так и не сделавшего выводов из своей истории.
Олега, спустя двенадцать лет вернувшегося на несколько дней домой и волшебным способом совпавшего со столь же мимолетным возвращением Саши, дом обманчиво заманивает в прежние дни радостной юности. Теперь, в середине 70-х, герои выглядят иначе, моднее одеты (художник по костюмам – Ольга Гусак). Однако, в реальность больно возвращают факты: у каждого из прежних жильцов, включая его мать и отца – своя жизнь. Одни счастливы: мать нашла некоего «застенчивого» Николая Ивановича (Владимир Кузин), которого она так же заботливо, как и отца прежде, снаряжает на работу. Отец же, которого уход из семьи сына сподвиг уйти во вторую семью, воспитывает взрослую дочь. Семейное счастье обрела и Юлия Михайловна. Даже мать Саши, ухаживающая за больным мужем, получает возможность вздохнуть и «увидеть мир». Показательно, как она перед походом в кинотеатр достает безбожно жмущие белые туфли, скорее всего, оставшиеся со свадьбы и ни разу с тех пор не надетые. И Петр Кузьмич, с помощью «праведного гнева» завладевший комнатой для своей дочери Оли (Ольга Лукьянова, Анастасия Манина), нашел себе молодуху и всерьез намерен еще плодиться и размножаться.
Лишь младшее поколение, которому, казалось бы, везде была дорога, прозябает и тонет. Хотя, внешне все у них удачно: ставшая талантливой актрисой Саша уже получила звание заслуженной артистки и третьим браком замужем за модным драматургом, пишущим для нее роли. И Олег, переехавший в Новосибирск, работает, время от времени встречаясь с разными женщинами. А вот и обратная сторона: каждый из них одинок и в недоумении от скоротечности жизни. Финальная сцена, проходящая в зябком дворике, где, словно эманация дома, появляется дворничиха тетя Настя (нар. артистка РБ Светлана Акимова), решена в чеховском духе. Когда мало внешних проявлений эмоций, но много чувств, и ничего не поправить. «Ты меня любишь?» - настойчиво спрашивают герои спектакля. И им отвечают, что любят, - кто искренне, а кто – чтобы отвязаться. И все пойманы в ловушку этой настоящей или мнимой любви. И заседает в голове любимая песня беспутного Максима Ферапонтовича «Мне бесконечно жаль своих несбывшихся мечтаний, и только боль воспоминаний гнетет меня».
Элла Молочковецкая,
// «Рампа», 2019 г., № 10
Фото Булата Гайнетдинова