ПРЕССА

К закрытию сезона Русский драматический театр республики подготовил для публики комедию по пьесе Мольера «Мнимый больной» в постановке Григория Мифанова.

Режиссер предложил собственное прочтение классического материала. Для этого он убрал из сценария интермедии с участием Полишинеля, старухи, цыган, то есть городские сцены. Их заменили хореографические вставки, а довольно заунывные песни – современные, исполняемые артистами на французском языке, что значительно облегчило действие, которое происходит исключительно в доме главного героя Аргана.

И если вначале оно могло показаться несколько статичным, то уже к концу первого акта набрало такие обороты, что зрители с нетерпением пережидали антракт, чтобы окунуться в круговорот событий. Во втором акте в сценарий добавили «перца»: монологи брата мнимого больного, изобличающего алчных лекарей, которым важно не вылечить человека, а поддерживать в нем мысль о болезнях, чтобы и дальше тянуть деньги, приобрели вполне современное звучание. Новая комедия вобрала в себя и фарс, и сатиру, и в то же время осталась достаточно легкой, по-настоящему искрометной. Разумеется, благодаря актерскому ансамблю.

Поклонники заслуженного артиста России, народного артиста Башкортостана Александра Федеряева, сыгравшего Аргана, еще раз убедились в том, что их любимец не только талантлив, но и великолепно владеет ремеслом. Сначала зритель потешается над его персонажем, а к концу спектакля проникается жалостью.

– «Комедия о мнимом больном задумана с целью доставить публике отдых после понесенных ею благородных трудов». Так писал в предисловии к своему произведению великий французский драматург. Это мы и постарались сделать, – подчеркнул режиссер.

О том, что цель достигнута, свидетельствуют и зрительские отклики. «Отличный спектакль! Смеялись от души, прекрасно провели вечер! Понравились и вставки злободневные. Замечательная игра всех актеров. Декорации, костюмы, музыка и свет очень хороши», – делились впечатлениями люди.

Отрадно, что в репертуаре Русского драмтеатра появилась еще одна отличная комедия. И одновременно жаль, что она сменит другой блестящий спектакль, собиравший аншлаги, – «Венецианские близнецы». 9 июня его сыграют в последний раз.

Гульназ Данилова

«Российская газета», 8 июня 2017 г.

Читать далее


Вчера, 25 мая в Государственном академическом русском драматическом театре  РБ состоялась премьера классической комедии «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера.

Режиссером-постановщиком спектакля выступил известный театральный режиссер, доцент кафедры актерского мастерства ВГИК им.Герасимова, лауреат премии им.М.Царева, главный  режиссер Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского Григорий Лифанов.

Напомним, Григорий Лифанов на сцене Русдрамтеатра уже осуществил такие постановки, как «Преступление и наказание» и «Фабричная девчонка».

Пьеса великого Мольера загадочна. Ее можно играть  как сатиру на врачей или уморительно смешной фарс. А можно посочувствовать одинокому чудаку Аргану (заслуженный артист РФ, народный артист РБ Александр Федеряев), который в хлопотах о своем здоровье хочет укрыться от равнодушия окружающего мира... 

Но, как же интерпретировал Григорий Лифанов эту комедию в Русском театре? В самом начале из зрительного зала выходят персонажи, одного из них мы узнаем – это Клеант (Антон Болдырев, Руслан Бельский), бесконечно влюбленный в дочь Аргана Анжелику (Софья Венедиктова). Чтобы проникнуть в дом Аргана он переодевается в учителя пения. Затем, открываются кулисы, и перед нами  разыгрывается история о том, как старый, считающий себя очень больным, Арган хочет выдать замуж свою дочь за сына лекаря. Как же этого избежать, ведь Анжелика влюблена в Клеанта?  

Здесь-то и разрабатывается план по спасению Анжелики. Интригу затевают служанка Туанетта (Анастасия Сидоренко, Олеся Шибко) и Беральд (заслуженный артист РБ Николай Рихтер). Зритель в полной мере осознает, что все, что было в начале – это только некий разогрев публики, все самое интересное и ключевое происходит во втором акте. Здесь раскрывается история о разоблачении жены Аргана Белины (Анна Бурмистрова, Александрина Баландина), которая вышла замуж за него только по расчету и вместе со своим любовником нотариусом хочет завладеть всеми денежными средствами старого мужа; история о платных лекарях, которые придумывают Аргану новые болезни, дабы взять с него больше денег за лечение.

Сами герои дают понять, что всем этим абсурдом наполнена сегодняшняя действительность, однако режиссер не претендует обнаружить все больные места нашего общества, он просто иронизирует.

Переодевания, маски, воздушные, местами нелепые, костюмы (художник Ника Брагина) персонажей – все это заставляет зрителя смеяться над героями. Да и впрочем, сами актеры смеются над своими персонажами.

С такой иронией сделана и сценография (художник-постановщик — Наталья Лось), которая наполнена разными деталями. Это большие четки, благодаря которым Арган считает, сколько лекарств он выпил и сколько еще необходимо, символично сооружен огромный графин, напоминающий больше сосуд с микстурой. Антураж выдержан в темных тонах, что не скажешь о ярких массивных трех люстрах, которые нависают над героями. Казалось бы,  в этих убранствах должны проходить балы, но нет, мы видим персонажей, пластика которых (балетмейстер Александр Петражицкий) напоминает кукол.

Атмосфера спектакля проникнута легкостью, площадной весёлостью, актерскими импровизациями, яркими интермедиями. 

Сам режиссер говорит так: «Комедия о Мнимом больном задумана была с целью доставить публике отдых после понесенных ею благородных трудов» — писал в предисловии к своему произведению великий французский драматург. Это мы и постарались сделать».

Ирина Гайнатуллина

"Культурный мир Башкортостана", 26 мая

Читать далее


Под занавес уходящего года в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан атмосфера царит совершенно особая! И дело даже не в том, что в фойе уже стоит красавица елка, а вокруг нее водит первые хороводы детвора...

Главное сейчас то, что театр готовит своим зрителям прекрасный новогодний подарок - 23, 24 и 30 декабря состоится премьера спектакля "Улыбайтесь, господа!". Комедию по рассказам Григория Горина ставит режиссер Алексей Логачев, художник-постановщик - Ольга Колесникова.

Читать далее


УФА, 17 окт 2016. /ИА «Башинформ», Гульфия Акулова/.

В Уфе юбилейный 155-й сезон Русского драмтеатра открылся премьерными показами рок-оперы «Акбузат». Постановка реализуется на средства гранта Главы Башкортостана, в ее основе — одноименный башкирский эпос.

К работе над спектаклем были привлечены профессионалы из Москвы и Санкт-Петербурга — музыку к рок-опере, либретто и стихи написали участники известной российской группы «Несчастный случай» Сергей Чекрыжов и Алексей Кортнев, художник-постановщик — Вячеслав Виданов, художник по костюмам — Сергей Илларионов. Режиссер — заслуженный деятель искусств РФ и РБ, художественный руководитель Русского драматического театра Михаил Рабинович. В спектакле задействовано большое количество актеров из Русской драмы, артисты из других театров — Башкирского театра оперы и балета, Башдрамтеатра, Башгосфилармонии.

Изначально предполагалось иное название мюзикла — «Белый конь, златая птица». Позже название было изменено, исходя из основной концепции произведения. Перед коллективом авторов ставилась грандиозная задача — популяризовать эпос «Акбузат», попытаться донести до современников высочайший образец народного творчества.

«Перед нами было большое пространство возможностей для творческой работы, — признались перед премьерой авторы и постановщики. — Спектакль получился полистиличным. Самые разные жанры и стили использованы как в музыке, так и хореографии к постановке, а также в декорациях и костюмах».

Значительное место в рок-опере отведено 3D-проекции, которая взяла задачу рассказа и передачи атмосферы повествования. Важную роль играет компьютерная графика и создаваемые на ее основе декорации. Подводный мир художники реалистично передали через прозрачную ткань, спущенную поверх всего действия. Сам богатырский конь Акбузат появился на сцене в виде больших белых полотен. Мир эпоса авторы попытались раскрыть через сказочность и фантазийность. В спектакле стилизованные национальные мотивы органично сочетаются с современными идеями, электронная музыка соседствует с башкирскими напевами, рок-н-ролл — с массовыми хоровыми сценами. Яркие и разностилевые костюмы древних башкир, одеяния морских существ и чудовищ, динамичные танцы и пронзительная любовная история — всё говорило о сказочности происходящего. Древняя эпическая история, дошедшая из глубины веков, еще раз напоминает зрителям о любви, силе духа и мужестве.

«Нам важно было представить современное прочтение эпоса, чтобы рок-опера стала интересна всем: и людям, которые занимаются профессионально народным искусством, и молодежи. К эпосу «Акбузат» можно подходить с разных сторон, по-разному интерпретировать, в этом смысле сказание — благодарная почва, это не классическое произведение. Но в то же время мы делали фэнтези, не сказку, четко пытались удержать грань между эпосом и народным искусством. Надеюсь, после нашего спектакля у кого-то возникнет желание перечитать эпос, а кто-то им всерьез увлечется, возможно, снимет фильм», — рассказал художник-постановщик Вячеслав Виданов.

Роль храброго Хаубена в разных составах играют Михаил Павлов, Артур Амиров и Руслан Воротников, подводную красавицу Наркэс можно увидеть в исполнении Ирады Фазлаевой, Нурзиды Абизовой, Ии Болотовой и Айгуль Кинзебулатовой.

Читать далее


Размышления о премьере рок-оперы «Акбузат» в Русском драматическом театре

Давайте говорить начистоту: от рок-оперы (да и вообще от современного спектакля) невозможно ожидать полного формального совпадения с первоисточником. Тем не менее сюжет башкирского эпоса - история о том, как юный батыр Хаубен встретил царевну-утку Нэркес, обрел верного друга в лице могучего коня Акбузата и победил врагов своего народа, рассказана увлекательно и серьезно, авторам удалось создать живые, не статичные характеры главных героев. 

Громкий выход "Акбузата"

Юный зритель, к примеру, поймет (а взрослый – вспомнит), что главное качество батыра – не физическая сила (она ведь по наследству досталась, от отца, деда и прадеда-Урала), а порядочность и верность. «Если я сделаю это, как я буду жить дальше?» - спрашивает он себя. В жизни бывают моменты, когда каждый должен задать себе этот вопрос. А еще создается впечатление, что Хаубен - обычный человек, классный парень из соседнего двора; все дело в том, как он принимает решения. И в самом деле, излишний пафос мешал бы ассоциировать себя с героем.

6f06830d39b3de00978f2b6547b7ebda.jpg

Что касается музыки, я не специалист, но мелодии лирического диалога Хаубена и Нэркэс мне запомнились. Некоторые песни хочется послушать еще, а некоторые – навевать, чем и измеряется успех музыкальной постановки. А ее стилистику музыки здесь даже не всегда замечаешь: она работает на сюжет. Некоторая противоречивость Нэркэс диктуется самим сюжетом (дочь Шульгена, как-никак). А в общем роль прекрасной царевны, награды батыра удалась Ираде Фазлаевой. Интересный образ получился и у Анны Бурмистровой, игравшей Айхылу, дочь хана. Чего стоит ее уверенность в том, что она – лучшая награда для любого батыра. Номенклатурная девушка, одним словом. Впрочем, тут задача была сложнее, ведь Айхылу, несмотря на все это – героиня положительная.

Подводный мир, возглавляемый Шульгеном, произвел большое впечатление на зрителей. Оно решено в эстетике пышных телевизионных шоу - и, по-моему, пародии на их стиль у нас как раз и не хватает. Вообще на костюмы, созданные художником Сергеем Илларионовым, можно любоваться отдельно. Костюмы роскошные – авторы явно опасались упреков, преследовавших одну из предыдущих постановок на грантовые средства: где, мол, они? Что-то их на сцене не видно…

Образ хана Масембая тоже заинтересовал авторов чрезвычайно. По сути, становится ясно, что с подводными царями и прочими силами природы еще как-то можно договориться (или уж сразить), то главное зло засело как раз в ханском шатре. Ну а то, что его удалось победить… Знаете, сказания, а также пьесы и фильмы с хеппи-эндом тем и хорошо, что финал радует, а мы между тем понимаем, что в любой пропасти, которую удалось обойти, можно сгинуть без следа.

Тексты рок-оперы выразительны и остроумны – а главное, рассказывая древний эпос, он говорит с нами о сегодня. Причем без каких-либо явных намеков – сила искусства, достоинство великого произведения в том и заключается, что оно актуально всегда, что, если образ удался, то он заденет за живое. Так что автор либретто Алексей Кортнев свою репутацию оправдал. Удалось поразить воображение и сценографу Вячеславу Виданову – чего стоит одна сцена укрощения Акбузата; как говорят критики, театральная условность способна создать намного более выразительный образ, чем если бы на сцену привели живую лошадь.

За современную трактовку классического произведения, особенно эпоса, у нас вообще берутся не так часто. Однако если не делать этого, они могут так и остаться для подрастающего поколения строчкой из школьной программы. Критикам постановки (которые переписывают друг у друга целые абзацы – видно, на двоих остроумных замечаний не хватило) я бы посоветовала подумать об этом. (А еще можно на досуге заняться «Сказом о Федоте-стрельце». Что Леонид Филатов с народной сказкой сделал! Вах!)

«Кто кого играет?» Любители Русского драматического не могут на задаваться таким вопросом, однако узнать под костюмами и гримом большинство артистов почти невозможно. Итак:

 Хаубен - Михаил Павлов, Артур Амиров,  Руслан Воротников

Нэркэс - Ирада Фазлаева, Нурзида Абизова, Ия Болотова, Айгуль Кинзебулатова

Айхылу - Анна Бурмистрова, Элина Галимуллина

Хан Масембай - Владимир Латыпов-Догадов, Артур Кунакбаев

Визирь - Николай Рихтер, Олег Сальцын

Кахкаха - Григорий Николаев, Олег Сальцын, Вячеслав Виноградов,

Сергей Пахомов

Чудище - Тимур Гарипов

Все в проекте занято более пятидесяти исполнителей – актеров (причем, как ясно, не только Русского драматического, например, Артур Кунакбаев и Ирада Фазлаева – актеры Башгосдрамтеатра), вокалистов, артистов балета.

Екатерина Климович, Городская электронная газета

Читать далее


Афиша


Голосование

Довольны ли Вы качеством предоставляемых театром услуг?





Анонс

8, 9 и 21 сентября
ПРЕМЬЕРА!
Режиссер - Игорь Черкашин

Анонс

Анонс

ПРЕМЬЕРА!!!
Либретто - Алексей Кортнев
Музыка - Сергей Чекрыжов