Преданны театру не только актеры!

03.03.2020 г.

Сегодня сороковой день с того мгновения, как остановилось сердце Валентины Анатольевны Лебедевой, более тридцати лет возглавлявшей гримерно-постижерный цех Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан…

Официально пришла Валентина Анатольевна работать в ГАРДТ в 1969 году. Но ее любовь к театру началась с самого раннего детства. Она выросла в семье актеров Русского драматического театра – Анатолий Николаевич Лебедев и Александра Николаевна Залетаева удочерили ее совсем маленькой.
Поначалу жили в небольшой комнатке – гримуборной на втором этаже здания на улице Гоголя, 58 (где театр работал до 1982 года), соседствовали с другими актерскими семьями. Со сценической карьерой не сложилось. И Валентина Анатольевна получила медицинское образование, которое пригодилось для ухода за уже пожилыми родителями.
О тайне своего «рождения» она узнала случайно, перебирая архивные справки отца после его ухода. В память о нем пришла в театр – готова была устроиться на любую должность. Нужен был парикмахер. И она стала им! Азы профессии постигала на собственном опыте, экспериментируя, пробуя...
Парики, шиньоны, накладные реснички – все делала сама, из натуральных волос, для каждого актера, каждой головы свои! Создавала уникальный портретный грим, если того требовал спектакль.
Воспитала, выучила не одно поколение гримеров-постижеров, которые сегодня продолжают это непростое дело.
Продолжилась и театральная династия Лебедевых! Супруг Валентины Анатольевны – Владимир Иванов – много лет возглавлял радиоцех Русского драматического, на телевидении в качестве оператора снял не один десяток передач о театре. Их дочь – Лада Иванова – сегодня одна из ведущих актрис Национального Молодежного театра Республики Башкортостан имени Мустая Карима, а зять – Григорий Николаев, заслуженный артист республики, служит в ГАРДТ РБ.
О Валентине Анатольевне с теплом и благодарностью вспоминают коллеги.

Ольга ЛОПУХОВА, народная артистка Республики Башкортостан:
- Валентина Анатольевна была человеком очень театральным – она ведь выросла в театре, за кулисами. Поэтому она была не просто парикмахером, гримером. В полной мере ее можно смело назвать Художником!
Это сейчас многое можно купить, а раньше все делалось из подручных средств. Обладая безупречным вкусом, она из самых обычных вещей придумывала уникальные украшения для волос.
Валентина Анатольевна сидела на репетициях, прослеживала, как рождается в спектакле тот или иной образ, и только после этого предлагала варианты причесок. И почти всегда это было попадание «в десятку». У нее всегда были очень «точные» головы! Ее последний штрих – когда уже придуман рисунок роли, когда уже готов костюм – завершал созданный актером образ.
Потрясающую прическу придумала для меня в спектакле «Ах, Невский!..». Постановка эта была яркой, гротесковой, не бытовой, поэтому нужно было что-то необычное, что-то особенное. Валентина Анатольевна сделала украшение из роскошной виноградной грозди и вплетала мне его в волосы!
В спектакле «Группа», где действие происходило в советское время, я играла женщину, приехавшую из-за границы. Какой должна была быть эта героиня?.. Мне сделали какой-то невероятный высокий кок, добавили украшений – и я уже отличалась от всех так, что даже костюмом можно было ничего не подчеркивать!
Валентина Анатольевна очень внимательно относилась к гриму. Это сегодня от грима в театре отказываются, а тогда – нет! Сделать губы потолще или потоньше, изменить форму бровей. Я иногда себя в зеркале не узнавала, так она меня гримировала! А какие красивые у нас были мужчины в ее гриме!
Мы всегда были с Валентиной Анатольевной в добрых отношениях. Со мной она была открыта. В долгих гастрольных поездках общались наши дети… Редко созванивались в последнее время – суета, заботы… Очень сожалею сейчас об этом. Светлая память!..

Олег ШУМИЛОВ, народный артист Республики Башкортостан:
- Как с ней всегда было интересно пробовать что-то новое! Я как актер часто иду от формы. Поэтому для меня важна внешность персонажа. В чеховской «Свадьбе» я играл Эпаминонда Максимовича Апломбова. Одно имя чего стоит! И мы с Валентиной Анатольевной начали фантазировать. Придумали нелепые оттопыренные уши, которые она очень умело мне делала. Потом возник курносый нос – и он не выглядел карикатурной «нашлепкой», смотрелся почти как настоящий.
Сколько образов в сказках родилось в сотворчестве – разные сыщики, разбойники, цари, Айболиты. Кого только не было! И Валентина Анатольевна именно творила, создавая смешные и точные детали!
Она всегда была открыта для любых идей и предложений, экспериментировала с материалами, с формами, не успокаивалась, пока не находила нужного решения – чтобы актеру после ее рук было удобно, чтобы это «работало» на спектакль…

Татьяна МАКРУШИНА, народная артистка Республики Башкортостан:
- Первая встреча с Валентиной Анатольевной у меня состоялась на гастролях. Наш курс приняли в труппу, и мы сразу отправились в Кемерово. Там меня должны были вводить в сказку «О чем рассказали волшебники». Я посмотрела спектакль, дабы представлять, что мне предстоит, и вернулась за кулисы. В гримуборной на полу лежал чей-то небрежно брошенный костюм. Валентина Анатольевна перехватила мой взгляд и сказала: «Первая заповедь: будешь аккуратно вешать костюм, тебя будут любить костюмеры. Будешь после спектакля собирать заколки, шпильки, парики, тебя будут уважать парикмахеры». Я это очень хорошо запомнила!
Сама Валентина Анатольевна к актерам относилась очень трепетно. Характер у нее был сильный, на своих девочек-парикмахеров она и прикрикнуть могла, но никогда к актерам она не приходила с плохим настроением, понимая, как важно все, что происходит в момент подготовки к спектаклю за сценой! А перед премьерой!.. У всех мандраж, все волнуются. Она подойдет сзади, по-матерински слегка приобнимет: «Ты же знаешь, что все будет хорошо!»
Могла вступить в спор с художником, если понимала, что предложенная им прическа, например, актрисе не подойдет. Он-то ведь мог нас первый раз видеть, а она знала особенности каждого в нашей труппе! Никогда не шла на компромисс, настаивала на своем! Но когда образ был утвержден, тщательно следила за тем, чтобы прическа не менялась, парики не были уложены каждый раз по-разному. Это важный момент театральной дисциплины. Валентина Анатольевна ни небрежности, ни своеволия не допускала.
Никогда не пропускала детали: знала, какие парики и прически носили в разные эпохи. Сейчас порой ее зоркого глаза очень не хватает – поэтому появляются, например, распущенные волосы там, где их в принципе не могло быть.
Валентина Анатольевна всегда находила решение даже в самых сложных ситуациях. В спектакле «Чайка» я играла Аркадину. Сергей Басов, назначенный на роль моего сына, Кости Треплева, двумя годами старше меня. И перед гримерами-постижерами стояла непростая задача: им нужно было, не состарив меня, придумать некий образ, который бы все же задал возраст героини. Надо сказать, все получилось замечательно!
Однажды во время спектакля прямо на сцене у меня «пополз» парик. И краем глаза я видела, как в кулисах мечется Валентина Анатольевна, как она переживает, как ищет удобный момент, чтобы исправить положение. После этого случая (мне кажется, единственного в ее жизни!) она сопровождала меня на всех (!) спектаклях – вела до кулис, выпускала на сцену, встречала. Такое отношение дорогого стоит!
А быстрые переодевания в «Вашей сестре и пленнице…»? Я уходила в кулисы – затемнение, и мне нужно снова было быть на сцене, но уже в другом костюме. И вот Валентина Анатольевна каким-то невероятным образом нависала надо мной (благо рост ей это позволял), оставляя костюмерам «пространство» для их «маневров», мгновенно снимала парик, укладывала мои волосы, надевала шапочку. Ее молодые коллеги, которым она «передавала» перед своим уходом на пенсию этот спектакль, нервничали страшно, а она всегда сохраняла внешнее спокойствие.
Я была очень привязана к Валентине Анатольевне, ее семье. Часто бывала в гостях.
Уходит поколение театральных людей… И это очень больно…

Александр ФЕДЕРЯЕВ, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан:
- Валентина Анатольевна была невероятно отзывчивым человеком. С характером, конечно! Но работать с ней всегда было хорошо, потому что в своей профессии она была асом. Она всегда искала нестандартные решения для сложных задач. Я помню спектакль «Эффект Редькина». Там я в первом акте играл темнокожего. Казалось бы, не первый случай на театре. И для этого существует несколько способов грима – чаще всего используют жженую пробку. Вот только во втором акте я должен был выходить на сцену белокожим! Ни пробка, ни обычный грим не смывались быстро, на лице оставались следы. Чего мы только с Валентиной Анатольевной не перепробовали. Пока наконец она не придумала, что можно взять обычную… морилку!
Мастерски она делала парики! В спектакле «Самоубийца» я играл писателя. Так она, посмотрев репетиции, предложила сделать меня похожим на Маяковского! И спрятала мои кудри под короткий рыжий парик – получилось очень здорово!
А какую бороду и усы Деда Мороза она специально по моей просьбе изготовила – я в них много лет потом работал!
Конечно же, мы дружили и с ее мужем – Володя был хорошим звукорежиссером. Светлая память им обоим – людям, беззаветно любившим Театр!

                                                                                                                      На архивных фото: Валентина Лебедева; за работой.

Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA