г. Уфа, пр. Октября, д. 79 +7 (347) 216 44 14

ЗАВТРА ВАЛЕРИЙ ГРИНЬКОВ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ!

29.03.2019 г.

Глядя на него, сложно поверить упрямым фактам. Сам он не скрывает своего возраста. Народный артист Башкортостана Валерий Гриньков отмечает юбилей. Ему – семьдесят! Тридцать из них он отдал сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан.

Валерий Данилович закончил одно из лучших театральных училищ страны – слава Свердловской актерской школы всегда была велика. А после учебы судьба завела его в небольшой городок Талды-Курган Казахской ССР, где он в числе таких же молодых энтузиастов и подвижников способствовал становлению молодого театра. Потом были театры Рубцовска, Семипалатинска…


А в 1989 году жизнь крепко-накрепко связала Гринькова с Уфой, сделав его поистине культурным достоянием столицы. Кажется, нет человека, которому не был бы знаком завораживающий бархатистый тембр голоса Валерия Даниловича, звучавший с начала 90-х на самых модных радиостанциях города. Многочисленные телепроекты – краеведческие очерки, кулинарные программы, культурные обозрения – добавили популярности. Но все же главным его призванием был и остается театр.
Чернышов в «Матросской тишине», Билл Старбак в «Продавце дождя», Калабушкин в «Самоубийце» – с этих ролей начался уфимский этап творческой биографии Валерия Гринькова. Сегодня в его репертуарном листе значится более шестидесяти самых разноплановых работ.


При внешней статуарности и даже эмоциональной сдержанности его герои почти всегда вдруг открываются с совершенно неожиданной стороны – словно кристалл, поворачивающийся к нам разными гранями.


За холодностью и расчётливостью частного поверенного Крогстада в «Кукольном доме» сокрыта была боль обиженного, униженного человека. Злой и желчный, он, кажется, был способен на все. Попавшая в его ростовщические тиски Нора, милая, прелестная щебетунья, очаровывающая всех и вся, не имела ни малейшего шанса смягчить его сердце. Но когда вдруг Крогстада вызывала на откровенный разговор Фру Линне, предлагая уехать вместе, будучи готовой отдать ему, несчастному и измученному, свою нерастраченную нежностью и заботу, он теплел и вот-вот уже мог поверить в такое неожиданное, запоздавшее счастье.


А коллежский асессор Иван Павлович Яичница в гоголевской «Женитьбе»! Дородный, уверенный в себе, решивший было жениться ради солидного приданого, он вдруг, как мальчишка, робел при появлении Агафьи Тихоновны и дрожащим голосом, дабы скрыть волнение, начинал ни к чему не обязывающий диалог: «Странная погода нынче: поутру совершенно было похоже на дождик, а теперь как будто и прошло...» И как бы он ни кичился тем, что, в отличие от всех других женихов, имеет здесь лишь вполне осязаемый корыстный интерес – каменный дом, два флигеля, сани, набор столового серебра – Яичница тоже попадал под обаяние невесты. А потому так непонятен Ивану Павловичу (ну кто тут мог быть ему конкурентом?!) ее отказ: «Пошли вон, дураки!» И тогда уже разочарование его выливалось в негодование и злость на сваху – обманула!


А вот полицейский Джо Янки в трагифарсе Джона Патрика «Дорогая Памела» вдруг в финале из благородного служителя закона и преданного друга Памелы обращается в полную свою противоположность. «Когда убивают близких мне людей, я страшен... Я – сицилиец!» – кричит он, наставляя пистолет на тех, кого заподозрил в убийстве. Но едва он слышит, что тоже упомянут в страховке, ради которой старушка покончила с собой, Джо Янки лихо придумывает план, как обернуть произошедшее в несчастный случай – чтобы комар носа не подточил! Без пауз, без промедлений – как и положено в фарсе, но от того перемена эта становилась ужасающе страшной!


Комедия Рэя Куни «№13» не сходила со сцены театра десять лет! Ричард Уилли – «целеустремленный жизнелюб» и по совместительству помощник премьер-министра британского парламента – в исполнении Валерия Гринькова был уморительно смешон тем, что оказывался совершенно беспомощен в экстремальной ситуации. Еще бы! Хорошенькая секретарша уже пришла на свидание, с женой все улажено, а в роковом номере вдруг оказывается зажатое оконной рамой мужское тело, не подающее признаков жизни. И надо отдать должное Гринькову – он не шел на поводу у зала, напротив, избегал комикований. Сохраняя непроницаемое «покерное» выражение лица, его Уилли пытался выкрутиться из все более и более запутывающейся интриги, вызывая гомерические приступы смеха зрителей.


У итальянской комедии dell’arte – совсем иная жанровая природа, которая, впрочем, тоже покорилась Валерию Даниловичу. Доктор Баландзони в «Венецианских близнецах», благородный отец семейства – одна маска, Майор – в «Доме для сумасшедших» – другая. Но для каждой актер находит свои выразительные средства, позволяющие ему не повторяться, быть разным.


А как не вспомнить его Принципиального мужчину из комедии «Улыбайтесь, господа!»? Неизвестно с какой стати затесавшийся в шумную компанию молодежи, не понимающий сути забавного анекдота, он поначалу вызывает смех, потом раздражение, а после – невероятное сочувствие: «Я ведь занимаю руководящую должность, я же должен понимать юмор!..» И кажется, уже да и Бог бы с ней, с этой сползшей с головы на ногу повязкой, лишь бы у человека этого, в общем-то неплохого, все было хорошо!..


До дрожи пробирает голос Гринькова в спектакле «Луна и листопад» по произведению Мустая Карима. Отстраненно, с навсегда заученной интонацией (как не сравнить ее с граммофонной пластинкой, мелодия которой звучит параллельно!), Комбриг перед расстрелом Любомира Зуха проводит краткую «просветительскую работу» в рядах молодых бойцов – говорит о расхлябанности, безответственности. Говорит сурово, беспощадно. Но кто-то ведь должен взять на себя и такую роль!..


Сколько сценических жизней прожито! Сколько еще впереди!..
А 30 марта, в свой юбилей, Валерий Гриньков выйдет на сцену родного театра, чтобы без малого в трехсотый раз (бессменно, без дублей!) сыграть роль Сомова в мюзикле «Голубая камея»! В этот день Валерия Даниловича под аплодисменты публики поздравит весь коллектив ГАРДТ во главе со своим художественным руководителем Михаилом Рабиновичем.
С юбилеем, Валерий Данилович! Долгих лет!

Елена ПОПОВА.
На снимках: Валерий Гриньков;  в сценах из спектаклей «Улыбайтесь, господа!», «Голубая камея».
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

«ВЕЧЕРНЯЯ УФА», 29 марта 2019 года

Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA